Актуальные проблемы физической культуры и спорта

Сазонова Ася

Сазонова Ася

Вступительное слово в раздел «Актуальные проблемы физической культуры и спорта»

Слово «спорт» вызывает различные ассоциации, но непременно вспоминаются мгновения побед и поражений собственные или любимых спортсменов, команд, кубки, медали… Это – результаты. То, ради чего приходят и остаются в спорте. Это достижения кропотливого труда, проявления характера, воли, силы, умение проигрывать, терпеть и преодолевать. Зачастую для одной победы нужны годы напряженных систематических тренировок, самых разных, которые объединены в одно целое — многолетнюю спортивную подготовку.

 

Процесс спортивной подготовки – это система. С присущими ей закономерностями, принципами, особенностями функционирования, целями, задачами, со своими этапами и последовательностью событий. Независимо от вида спорта для достижения запланированных результатов необходимо уметь управлять этой системой, знать, как это делать и узнавать, как это можно сделать лучше.

 

В системе спортивной подготовки основные субъекты (в переводе с латинского subjectum (брошенный, положенный в основу) – спортсмен и тренер, находящиеся в основе событий, создающие эти события. Причем, спортсмен может выступать и как объект под управлением субъекта (тренера). Эта система подвижная, взаимодополняющая и взаимосвязанная.

Каким бы талантливым не был ребенок, роль тренера трудно переоценить. И результат – всегда общий, всегда плод совместного труда.

Одарен или талантлив будущий спортсмен? На что способен? Насколько сильно хочет заниматься и именно этим видом спорта? Трудолюбив? Честолюбив? Обучаем? Что сможет? Эти вопросы задает тренер всегда, когда к нему приходят ученики.

 

В мире происходят перемены, и мы адаптируемся к ним и меняемся вместе с ними; опять же изменяясь сами, меняем и окружающий нас мир.  Спортивные результаты растут, рекорды обновляются, спорт отличается большей динамичностью, скоростями, сложностью. Соответственно, и система подготовки не может оставаться такой же, как прежде. В нашу жизнь, и сфера спорта не исключение, приходят новые технологии, открывая новые возможности для управления системой подготовки. Профессионализация и коммерциализация спорта ведут к необходимости пересмотра процесса подготовки, формирования новых подходов, создавая тем самым предпосылки для развития. Система знаний в сфере теории и методики спортивной подготовки постоянно обновляется, дополняется.

 

Как тренировать? Когда и сколько? Как лучше восстанавливаться? Как питаться? Как отдыхать? И даже о чем думать? Все эти вопросы имеют значение.

Мы часто ссылаемся на численность населения Китая, говоря об их победах. Это существенная предпосылка и их неоспоримое преимущество, поскольку позволяет отбирать лучших из лучших в каждом культивируемом виде спорта на каждом этапе подготовки. В то же время это качественно меняет и само отношение к занятиям спортом, значительно, в разы повышая мотивацию и ответственность спортсмена и вынуждая осознанно придавать значение каждой детали спортивной подготовки.  Если в условиях жесткой конкуренции спортсменом уделяется повышенное внимание к тому как он тренируется, то в остальных странах, где даже начального отбора по сути и нет из-за недостатка кандидатов, тем более основной акцент в подготовке должен быть сделан на повышении ее качества, и, так же, как в Китае на каждом этапе.

 

В ряде стран, в Беларуси в том числе, в настоящее время, большое внимание уделяется формированию и внедрению научно-методического сопровождения в тренировочный процесс и соревновательную деятельность спортсменов. Получая практическую помощь науки и научных достижений в своей работе, тренер выступает заказчиком и ставит практические задачи перед учеными или обозначает проблемы, возникающие в тренировочном процессе, в реализации потенциала спортсмена. И, используя имеющиеся научные данные, разработки, технологии, совместно находят решение. Научно-методическое обеспечение тренировочного процесса и соревновательной деятельности стало доступным не только на этапе высшего спортивного мастерства, а также при отборе детей в спортивные секции, при определении спортивной ориентации ребенка, уже на этапе начальной спортивной подготовки, в любом периоде.

 

В каждом аспекте спортивной тренировке есть потенциал для развития, коррекции, индивидуализации, основанный на:

– анализе закономерностей, причин и факторов, формирующих подготовленность спортсмена и определяющих эффективность его соревновательной деятельности;

– поиске путей и вариантов повышения эффективности процесса подготовки в целом, и отдельных его составляющих (в медико-биологическом аспекте, например, рациональный учет антропометрических особенностей спортсмена создает предпосылки для формирования индивидуального стиля в ряде видов спорта; в генетическом аспекте — определение ведущих признаков для коррекции формирования стиля, вида и характера  спортивной деятельности (выбор дистанции в легкой атлетике; лыжном спорте; спортивное амплуа в водных видах; игровой стиль в индивидуальных и игровых видах спорта; нормирование и чередование тренировочных нагрузок и отдыха;  характерные черты протекания и оптимизация восстановительных процессов; особенности соревновательной деятельности, необходимые предпосылки для достижения результатов; использование нетрадиционных средств, технических приспособлений, тренировочных устройств и тренажеров в учебно-тренировочном процессе; увеличение продолжительности спортивного долголетия; оптимальный подбор тренировочных средств на различных этапах подготовки с целью сохранить преемственность этапов и возможность адаптационных сдвигов и повышения уровня спортивного мастерства на всех этапах; использование передовых методик обучения и совершенствования технико-тактического мастерства спортсменов; планирование и программирование результата. Организация рационального питания спортсменов с целью обеспечения основными и энергетически значимыми элементами. Коррекция эмоционального состояния спортсменов продуктами питания. Обеспечение максимального прироста показателей физической подготовленности в соответствии с возрастом занимающихся, учет, анализ показателей и использование данных в управлении тренировочным процессом. Сравнительный анализ эффективности различных методик, используемых в разных странах, и возможности их применения.

 

Эти и многие другие вопросы вызывают интерес у специалистов независимо от вида спорта, от профессионального стажа, от уровня квалификации и наличия или отсутствия титулованных учеников. Основное условие для возникновения вопросов и поиска ответов – желание получить результат в своей деятельности, создать его, поделиться своим опытом.

Как часто и много бывает незаданных вопросов и не полученных ответов. Чтобы в потоке непрерывно поступающей и обновляющейся информации найти, отобрать, проанализировать необходимую, требуется много времени, усилий, знаний. А время, невосполнимый ресурс, который имеет абсолютную, безусловную ценность. На площадке нашего журнала встречаются единомышленники.

В дискуссиях нет тех, кто безоговорочно владеет истиной и тех, кто ошибается, нет правых и неправых. Каждый имеет возможность высказаться, быть услышанным и получить ответы на свои вопросы, найти отзыв по своим предложениям, получить консультацию специалистов, творческую и практическую реализацию своих идей и предложений.

Вы хотите...

– участвовать в семинарах на площадке нашего журнала или провести свой;

– выступить соучредителем проекта или организатором,

– вам нужна активная аудитория и продвижение продукта.

  • Мастер-классы
  • конференции
  • практические обучающие семинары
  • «круглые столы»
  • выступления
  • анкетирование и тематический опрос
  • экспертная оценка и статистический анализ,
  • интервью с тренерами, спортсменами и учеными – мы предлагаем различные формы взаимодействия.

Наш раздел

это ваша возможность задать любой вопрос по подготовке спортсменов, заказать интересующую информацию у узких специалистов, организовать научно-методическое сопровождение учебно-тренировочного процесса, анализ соревновательной деятельности спортсмена; возможность опубликовать результаты своих исследований с последующим их обсуждением с коллегами или без такового; возможность участвовать в дискуссиях, получить новые знания и навыки;  возможность реализовать коммерческий проект, обменяться опытом, создать новый проект, пройти обучение новым навыкам; предложить свою продукцию, услуги.