Мир движений детей дошкольного возраста

Логвина Татьяна

Логвина Татьяна

Актуальные проблемы физического воспитания детей дошкольного возраста

Аннотация. В статье рассматриваются актуальные проблемы физического воспитания детей дошкольного возраста. Оптимальное планирование физического воспитания, организация и содержание форм занятий физическими упражнениями, нестандартные подходы к выбору форм и средств их проведения способствуют формированию у детей дошкольного возраста правильных двигательных стереотипов, умений, стремлений к самосовершенствованию и разнообразию содержания двигательной деятельности с элементами из разных видов спорта, обеспечивающих социальную успешность в будущем.

Ключевые слова: современные дети; дошкольный возраст; здоровье; формы физического воспитания; гиподинамия; родители; физические качества; общечеловеческие ценности; физические нагрузки; планирование.

Введение. Изменение ритма и стиля жизни, компьютеризация образовательного процесса, развитие высоких технологий, комфортные условия, разнообразие продуктов питания – существенно меняют отношение к объему и характеру двигательной активности современного человека. Познавательная активность, особенно во времена вынужденного ограничения двигательной деятельности в связи с необходимостью соблюдать социальную дистанцию, выполнять требования медицинских работников ограничить время или исключить возможные контакты, вынужденно провоцирует снижение двигательной активности и увеличение времени на просмотр телевизора, компьютера, чтения литературы и другой малоподвижной деятельности. Особенно негативно подобные условия сказываются на возможности реализации естественной потребности в движении детьми дошкольного возраста.

Основная часть. Вынужденная изоляция, нахождение в замкнутом и ограниченном пространстве в окружении близких и родных людей, создают условия для невольного участия ребенка в решении взрослых проблем, выяснении не всегда позитивных отношений, эмоциональных переживаниях, конфликтных ситуациях. Современные дети становятся свидетелями и участниками споров, раздоров, педагогических экспериментов, объектами наблюдений, предметами нереализованных родительских амбиций.

В Методических рекомендациях Республиканского научно-практического цента гигиены «Организация профилактических и оздоровительных мероприятий в учреждениях, обеспечивающих получение дошкольного образования» отмечена нестабильность результатов мониторинга здоровья детей дошкольного возраста. Наблюдаются увеличение количества детей с заболеваниями нервной системы и психическими расстройствами во всех возрастных группах; пограничные формы психических нарушений: агрессия, страхи, капризы, замкнутость, аутизм. Функциональное хроническое перенапряжение детского организма снижает его резистентность к негативным воздействиям неблагоприятных факторов внешней среды и приводит к заболеваниям. Большинство детей имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья, отмечается рост хронической патологии. При анализе распределения детей по группам здоровья установлено, что наиболее многочисленной является 2 группа здоровья, к которой относятся дети, имеющие морфофункциональные отклонения, а также длительно и часто болеющие (свыше 4 раз в году). С возрастом количество детей I группы здоровья, существенно уменьшается, отмечается распространенность функциональных нарушений зрения и осанки у детей дошкольного возраста.

Гиподинамия названа одной из причин повышения заболеваемости детей. Она способствует нарушению нормального развития, функционирования органов и систем организма. Современные дети испытывают «двигательный дефицит», в результате 30–40 % детей имеют избыточную массу тела.

Очевидна важная роль родителей в приобщении детей к систематическим занятиям физическими упражнениями и спортом, в создании развивающей среды для реализации естественной потребности в двигательной активности. Совместные занятия с родителями и сверстниками с элементами разных видов спорта и состязательной деятельностью способствуют формированию эмоциональной зрелости детей, учат их проявлять победные эмоции, испытывать поражение, уважать победу соперника, умению взаимодействовать в паре, команде и т.п.

Являясь биологической потребностью человека, движения служат обязательным условием формирования всех систем и функций организма, обогащая новыми ощущениями, понятиями, представлениями. Необходимо учить детей разнообразным движениям. Основная роль в физическом воспитании детей дошкольного возраста принадлежит руководителям физического воспитания. От их профессионального умения методически правильно решать задачи средствами физической культуры, обучать технике двигательных действий в их разнообразии, доступных для выполнения детьми с учетом их индивидуальных возможностей и способностей; грамотное направленное воспитание физических качеств для разностороннего развития физического здоровья воспитанников; построение физического воспитания на основе ведущей деятельности детей дошкольного возраста — игровой представляет собой основу воспитания, оздоровления, развития и обучения детей дошкольного возраста.

Оптимальное планирование физического воспитания, организация и содержание форм занятий физическими упражнениями, нестандартные подходы к выбору форм и средств их проведения способствуют формированию у детей дошкольного возраста правильных двигательных стереотипов, умений, стремлений к самосовершенствованию и разнообразию содержания двигательной деятельности с элементами из разных видов спорта, обеспечивающих социальную успешность в будущем. Комплексное решение образовательных, оздоровительных и воспитательных задач в физическом воспитании обеспечивает познание ребенком своего организма, помогает осознать воспитанниками ответственность по отношению к своему здоровью, знать и реализовывать в жизнедеятельности компоненты здорового образа жизни, формирует потребность в систематических занятиях физическими упражнениями.

Руководитель физического воспитания призван содействовать своевременному, полноценному физическому и психическому развитию каждого ребенка, способствовать реализации оптимальной двигательной активности, создавать условий для обучения разнообразным двигательным действиям через использование основных движений (ходьба, бег, прыжки, броски, лазание), а также направленное воспитание физических качеств (быстрота, гибкость, ловкость, сила, выносливость). Понимание педагогом специфики различных задач в физическом воспитании, умелый подбор содержания занятий, дифференцированная нагрузка с учетом возрастно- половых и индивидуальных особенностей развития обеспечивает условия для качественного освоения двигательных действий, умения применить их с удовольствием и в нестандартной (игровой) ситуации. Любая двигательная активность может быть стимулироваться за счет творческого воплощения игровых заданий, проявления инициативы, импровизации выдумки, сообразительности всех участников педагогического процесса.

Внимание исследователей и практических работников направлено на разработку технологий воспитания и обучения детей, имеющих уникальные интеллектуальные способности, «моторную одаренность», в то время, когда наблюдается увеличение количества детей с разными отклонениями в состоянии здоровья. Остаются нерешенными проблемы занятий с детьми, имеющими ослабленное здоровье, нарушения речи, соматические заболевания, задержку психического и физического развития, эмоциональную неустойчивость, социальную деадаптацию и т.п.

Созревание двигательного анализатора зависит от естественного возрастного развития и от качества выполнения двигательных действий. Двигательному анализатору принадлежит ведущая роль в процессе роста и развития детского организма. Физические упражнения стимулируют общее развитие при развивающем типе образования. В процессе выполнения двигательных действий к зрительному, слуховому, тактильному, обонятельному раздражениям добавляется «мышечное чувство». Физиологическая особенность движений позволяет целенаправленно воздействовать на процессы развития детей за счет оптимизации суммарных объемов и интенсивности физической нагрузки; локально воздействовать на функциональные системы организма; направленно формировать потребность в систематических занятиях физическими упражнениями; стимулировать закаливающие эффекты физических воздействий; разнообразить содержание двигательной деятельности детей. Популярным средством для удовлетворения перечисленных потребностей у детей являются упражнения из видов спорта.

Двигательную подготовленность принято рассматривать как состояние человека, которое позволяет обеспечить приспособляемость и существование в окружающей среде и оценивать ее по уровню проявления физических качеств и разнообразию освоенных двигательных действий. Из пяти основных физических качеств – ловкость, гибкость, быстрота, сила и выносливость – у детей сформированы только ловкость и гибкость, частично – быстрота, для силы и выносливости необходима гормональная стимуляция полового созревания. В возрасте 5–7 лет можно говорить о силовых, скоростно–силовых и координационных способностях. В старшем дошкольном возрасте сила и выносливость значительны по-своему, что позволяет детям проявлять мышечные усилия, находиться в движении длительное время без утомления. Силовые способности локальных мышечных групп (пояса верхних и нижних конечностей, спины, туловища) оценивают по результатам выполнения статических и динамических упражнений; выносливость – по длительности выполнения циклических упражнений без утомления и снижения их качества.

Объективные условия современной жизни, приоритеты государственной политики в сфере образования, педагогические технологии, воспитательные технологии в семье и учреждениях дошкольного образования, технологии воспитания и обучения детей направлены на разностороннее развитие и социализацию детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными возможностями, способностями и потребностями.

Приоритетными задачами учебной программы дошкольного образования (2019) названы следующие:

  • формирование культуры здоровья, физической культуры личности ребенка;
  • гуманного отношения к себе и окружающему миру на основе разнообразного образовательного содержания;
  • разностороннее развитие личности ребенка, создание условий для его социализации; развитие познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитие умственных способностей и речи;
  • приобщение к общечеловеческим ценностям;
  • формирование гражданственности и национального самосознания, патриотических чувств, нравственной, эстетической и экологической культуры.

Учебной программой определены основные направления развития детей дошкольного возраста, среди которых:

  • физическое,
  • социально-нравственное и личностное,
  • познавательное,
  • речевое,
  • эстетическое.

Для обеспечения основных направлений развития детей обосновано содержание следующих образовательных областей:

  • «Физическая культура»,
  • «Ребенок и общество»,
  • «Элементарные математические представления»,
  • «Ребенок и природа»,
  • «Развитие речи и культура речевого общения»,
  • «Подготовка к обучению грамоте»,
  • «Изобразительное искусство»,
  • «Музыкальное искусство»,
  • «Художественная литература» и др.

С целью индивидуализации и дифференциации дошкольного образования учебная программа включает компоненты:

  • «Детский фитнес»,
  • «Простейший туризм»,
  • «Иностранный язык»,
  • «Детское ручное ткачество»,
  • «Техническое конструирование»,
  • «Декоративно-прикладное искусство»,
  • «Хореография».

Содержание компонентов определяется закономерностями развития детей, что способствует расширению и раскрытию возможностей, удовлетворению индивидуальных потребностей воспитанников.

В учебной программе дошкольного образования подчеркнута необходимость совершенствования содержания и расширения диапазона применяемых средств физической культуры в работе с детьми. Содержание физического воспитания призвано решать оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи, которыми предусмотрены:

  • увеличение объема, интенсивности и разнообразия физических нагрузок для расширения диапазона адаптационных возможностей функциональных систем организма детей;
  • целенаправленное воспитание физических качеств, постепенное освоение техникой движений;
  • формирование качеств личности, необходимых для сознательного бережного отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих,
  • развитие избирательного интереса к определенному виду упражнений и спортивных игр,
  • формирование потребности в систематических занятиях физическими упражнениями через организацию физкультурных праздников, элементарных соревнований, умения взаимодействовать в двигательно-игровой деятельности со сверстниками;
  • умение контролировать и оценивать собственный вклад в разных формах двигательной активности,
  • проявление морально-волевых качеств в игровой и соревновательной деятельности.

Предусмотрено разнообразие спортивных упражнений, спортивных игр, игровых заданий, которые можно включать в содержание различных форм организованных и самостоятельных занятий физическими упражнениями в распорядке дня воспитанников. К спортивным упражнениям относят ходьбу на лыжах, катание на санках, коньках, велосипеде, плавание и др. Движения в них носят цикличный характер и способствуют укреплению основных групп мышц, а также оптимизации деятельности сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной систем организма. Спортивные игры в физическом воспитании представлены элементами бадминтона, игры «городки», большого и малого тенниса, футбола, баскетбола, хоккея и т.п. Игры способствуют не только повышению уровня физической подготовленности детей старшего дошкольного возраста, но и стимулируют воспитание основных физических качеств, повышают общую работоспособность и эмоциональный тонус организма. Освоение элементов спортивных игр имеет значение для дальнейших систематических занятий спортом. Спортивные игры имеют своеобразную специфику в работе с детьми, которая предъявляет ряд требований к профессиональным знаниям и умениям руководителя физического воспитания. В частности:

  • грамотный подбор подводящих упражнений в процессе освоения элементов и деталей техники упражнений;
  • объяснение и показ двигательных действий в сочетании с рациональным дыханием;
  • определение регламента выполнения спортивных упражнений (пространственные, временные, силовые характеристики);
  • учет уровня физической подготовленности и индивидуальных возможностей детей;
  • обеспечение страховке и помощи; рациональный подбор физкультурного оборудования,
  • оптимальная дозировка,
  • последовательное решение задач, характерных каждому этапу обучения двигательному действию и др.

При выборе спортивных упражнений целесообразно исходить из конкретных условий организации системы физического воспитания и специализации по виду спорта руководителя физического воспитания.

Благоприятные условия для занятий физическими упражнениями основаны на системе ценностей, подчиняются «логике» и природе развития, цели и средствам решения задач обучения.

Физиологическую основу единства стабильности и вариативности двигательных действий составляет «динамический стереотип», который является прочно закрепленной, но вместе с тем пластичной системой нервно-регуляторных процессов, формирующихся в центральной нервной системе по закономерностям условно-рефлекторных связей. В спортивных упражнениях определяют качественные характеристики, технические особенности выполнения и физиологические признаки при выполнении конкретных двигательных действий.

Особенности психофизиологического развития детей лежат в основе определения направленности воздействия физических нагрузок на организм детей, рационального обеспечения двигательной активности в спортивной деятельности, оценке уровня освоения двигательных умений, контролируемых сознанием.

Качественное выполнение спортивных упражнений предполагает неоднократные повторения в условиях игровой и соревновательной деятельности (правильное удержание ракетки, клюшки, мяча, точные броски, передачи, способы передвижения, результативность действий и т.п.). Качественным выполнением спортивных упражнений является техничность действия в игровой или соревновательной ситуации. Техника двигательных действий из различных видов спорта представляет собой индивидуально-личностный опыт детей, который зависит от физического развития, специфики психологического и физиологического возраста, нормального функционирования сердечно-сосудистой и дыхательной систем, опорно-двигательного аппарата, творческого характера спортивных игр, типа темперамента детей, эмоциональной насыщенности спортивных состязаний.

В различных формах занятий физическими упражнениями педагог и (или) руководитель физического воспитания могут конкретизировать не только содержание спортивных игр и игровых заданий, но и методические особенности в процессе воспитания физических качеств, реализуя свои творческие возможности и опираясь на индивидуальные способности и возможности детей.

Содержание разных форм занятий физическими упражнениями, этапов обучения, планирования учебного материала со спортивными и игровыми упражнениями с элементами из различных видов спорта имеют свою специфику и зависят от уровня подготовленности и обучаемости детей. Динамика компонентов спортивной деятельности детей определяется вариативностью содержания учебной программы дошкольного образования, условиями ее реализации, профессиональной компетентностью педагогов, обучающих двигательным действиям, потребностями детей, индивидуальными особенностями их развития. Компоненты спортивной деятельности соотносят с возрастными особенностями их проявления и с конкретными способностями воспитанников.

Содержание физкультурных занятий направлено на развитие личностного потенциала ребенка, с одной стороны – физическое развитие, образовательная работа способствует формированию общей культуры личности детей, в том числе знание ценностей здорового образа жизни, представление о компонентах здорового образа жизни; с другой – воспитание физических качеств.

Выделение образовательных направлений помогает четко разрабатывать планирование, организовать интегративный процесс взаимодействия педагогических и медицинских работников, взрослого и ребенка, в котором гармонично объединены различные образовательные области для целостного восприятия окружающего мира.

Заключение. Конечным результатом образовательного процесса должно стать формирование у ребенка представления о здоровье человека как ценности, являющейся необходимой для повседневной жизни, удовлетворения его материальных и духовных потребностей, активного участия в трудовой и социальной жизни общества, во всех видах человеческой деятельности.