Спортивная психология

Мельник Елизавета

Мельник Елизавета

Сивицкий Владимир

Сивицкий Владимир

Боровская Наталья

Боровская Наталья

Спортивная психология в помощь спортсмену, тренеру, родителю

Аннотация. Статья посвящена психологическому направлению подготовки спортсменов. Представлены особенности работы и взаимодействия спортивных психологов с тренерами. Выделены перспективные направления для развития спортивной психологии: просветительское, диагностическое, консультативное, коррекционно-развивающее, научно-исследовательское, производственное.

Ключевые слова: спортивная психология; «тренер-спортсмен-психолог»; возможности спортивных психологов; информационные технологии;  обучение; подготовка спортсменов;  психологическая подготовка тренера; развивающие занятия; спортивное совершенствование; умения и навыки.

Введение. Современные подходы к подготовке спортсменов предусматривают активное использование достижений науки и техники, поэтому в помощь тренеру подключаются ученые, исследователи, программисты, инженеры и другие специалисты. Создаются лаборатории, комплексные научные группы, методические центры, в которых разрабатываются и апробируются новые технологии, методики, приборы и устройства. В условиях информатизации современного общества актуальным становится систематический обмен опытом специалистов, и спортивная наука сегодня изучает различные методы работы со спортсменами, интегрируя в действующую систему подготовки наиболее удачный опыт.

Одним из перспективных направлений подготовки является психологическое, которое помогает максимально полно раскрыть потенциал спортсмена. Но разнообразие методического арсенала спортивной психологии настолько велико, что часто специалист фактически формирует собственную методику работы, используя преимущественно те формы и приемы, которые эмпирически доказали свою эффективность. Это требует от спортивного психолога знаний, глубокого понимания закономерностей работы психики человека и применения методов различных направлений психологии, вплоть до тех, что еще не имеют строгого научного обоснования. Именно соревновательный успех спортсменов, использующих психологические новации, и становится обоснованием и основным критерием выбора методики работы. Поэтому анализ результатов проведенной работы, готовность к экспериментальной деятельности и постоянный поиск новых форм и методов психологической подготовки становятся обязательным компонентом профессионального мастерства спортивного психолога.

При взаимодействии тренера с психологом существуют различные проблемы, от решения которых зависит эффективность работы. Во-первых, это незаметность проблемы для неопытного глаза до возникновения кризиса, когда спортсмен вдруг становится неуправляемым, не слушает никого, замкнувшись на собственных переживаниях. Во-вторых, базовые знания по психологии, которые получены в институте или из популярной литературы, нередко создают иллюзию о способности разрешить любую психологическую проблему, но неквалифицированное применение психотехник аналогично самолечению может привести к негативным последствиям. Но главная причина, почему тренер не может полностью заменить психолога, заключается не в недостатке профессиональных знаний и умений, которые, в конце концов, можно приобрести, а в сущности тех ролей, какие тренер и психолог играют в жизни спортсмена.

Чтобы эффективно оказывать психологическую помощь в спорте специалисту нужно создать атмосферу доверия и взаимопонимания, установить такие отношения со спортсменом, которые и позволят конструктивно воздействовать на его психику. Спортсмен на ответственных этапах подготовки обладает повышенной чувствительностью, так как практически постоянно находится в условиях высокой конкуренции и предельных нагрузок, и поэтому – в предстрессовом состоянии. У тренера же есть свои задачи, решение которых часто требует авторитарного давления на спортсмена и строгой дисциплины. В этой ситуации спортивный психолог является своеобразным буфером, отдушиной, помогая спортсмену удержаться на тонкой грани пика подготовленности. Поэтому, несмотря на то, что тренер в большинстве ситуаций может выполнять функции спортивного психолога, делать это при наличии специалистов нецелесообразно.

К сожалению, неверие некоторых тренеров в возможности спортивной психологии вызвано их негативным опытом взаимодействия с психологами в прошлом. Действительно, можно вспомнить немало случаев, когда тренер и психолог так и не смогли достичь поставленных целей. Но это же не повод исключать из подготовки такое мощное средство как психология! Хороший специалист, профессионал всегда постарается извлечь урок из неудачи, проанализировать причины, чтобы не повторять ошибок вновь. А причин неэффективности работы связки «тренер-психолог-спортсмен» может быть очень много, причем со стороны любого из участников. Остановимся на анализе наиболее типичных случаев.

Нередко психолога приглашают разрешить в сжатые сроки ситуацию, которая «созревала» давно. Но так уж устроена наша психика, что для разрешения большинства проблем требуется регулярное воздействие в течение определенного промежутка времени, порой достаточно продолжительного. Психолог не хирург – невозможно мгновенно удалить страх перед соперником (упражнением, травмой и т.п.) или сформировать уверенность в победе, это задачи психологической подготовки тренировочного процесса, а не настройки на выступление. И когда психолог начинает объяснять это, то его порой обвиняют в непрофессионализме.

В повседневной жизни, когда человек приходит к психологу, он обычно хочет изменений и старательно выполняет рекомендации специалиста. В спорте ситуация несколько иная – как правило, тренер приглашает психолога, чтобы тот воздействовал на спортсмена, который не настроен на выполнение дополнительной работы. А так как многие психотехники, используемые в спортивной психологии (например, аутотренинг или идеомоторная тренировка), основаны на активном участии спортсмена, которого при этом невозможно проконтролировать, то может возникнуть ситуация формального выполнения работы и, как следствие, отсутствия результата.

Но, конечно, причина неэффективной работы психолога со спортсменом может заключаться и в личности самого психолога. Дело здесь совсем не в отсутствии или наличии профессионализма, хотя это тоже важный фактор успеха. Мы почему-то не удивляемся, что врач-окулист не может поставить пломбу в зуб, но совершенно искренне требуем универсальности психолога. А ведь спорт, особенно спорт высших достижений, это очень специфичная область человеческой деятельности, и спортивная психология, естественно, тоже. Эта специфика проявляется уже на уровне различных видов спорта, и известны случаи, когда спортивный психолог, успешно работавший в одном из них, терпел фиаско в другом. Поэтому выбор специалиста должен быть обусловлен задачами, которые предстоит решить в процессе психологической подготовки.

В.Р. Малкин на примере Российской сборной по различным видам спорта так анализирует возможные причины неудачного сотрудничества тренеров и спортивных психологов: «О полезности и необходимости привлечения спортивного психолога для оказания психологической помощи спортсмену говорят многие тренеры и спортсмены. Трудно заподозрить тренера в нежелании получить помощь в психологической подготовке (ведь именно психологией чаще всего тренер объясняет неудачи своих спортсменов, команды). Видимо, существуют серьезные причины, по которой психология в лице спортивного психолога не стала составной и неотъемлемой частью системы подготовки спортсмена, команды. В то же время, на пальцах одной руки можно сосчитать профессиональных спортивных психологов, постоянно работающих в сборных, профессиональных командах и клубах России в настоящее время»

Одна из причин, по мнению В.Р. Малкина, связана с недостаточным уровнем профессионализма, компетентности и психологической культуры некоторых тренеров, несмотря на наличие диплома о высшем образовании физкультурного профиля. Отказ от работы с психологом они часто объясняют прохождением в студенческие годы такого предмета как «Психология» и считают наличие этих знаний, пусть и 20-30-летней давности, достаточными. Зачастую тренеры не знают всех нюансов работы психолога, возможностей использования средств и методов психологической подготовки и считают, что все проблемы они могут решить сами. В медицинской сфере бытует фраза: «Есть врач от Бога, врач с Богом и врач не дай Бог», то же можно отнести к тренеру как педагогу, которому доверили воспитание и обучение спортсмена.

Другая причина обусловлена компетентностью самих психологов, работающих в спорте. Несмотря на то, что сейчас многие ведущие физкультурные вузы различных стран готовят спортивных психологов (Киев, Минск, Москва, Санкт-Петербург, Краснодар и др.), на практике явно недостаточно таких специалистов, которые бы обладали необходимыми психологическими знаниями, умениями и навыками, знали специфику спортивной деятельности и отдельных видов спорта. В спорт часто приходят молодые выпускники, получившие классическое психологическое или медицинское образование. Недостаточная эффективность работы в спорте психиатров и психотерапевтов связана с восприятием спортсмена как пациента, нуждающегося в лечении, а не как развивающегося спортсмена, способного преодолеть стрессогенные ситуации, особенно в большом спорте.

Третья причина связана с неготовностью тренеров к взаимодействию с психологом. Встречаются случаи, когда спортсмен обращается к психологу, но просит о своих встречах (консультациях) не говорить никому, и особенно тренеру. Тренер также может опасаться, что психолог займет лидирующую позицию, что снизит авторитет тренера. Знания тренера в области психологии и понимание психологических закономерностей тренировочной и соревновательной деятельности должны позволить ему грамотно сформулировать запрос, обозначить задачи, лучше узнать своих спортсменов и найти к ним индивидуальный подход [3].

С мнением российского коллеги согласны большинство специалистов, поэтому усиление роли психологии в современном спорте предусматривает необходимость психологической подготовки не только спортсмена в ходе тренировочной и соревновательной деятельности, но и тренера. Причем, для тренера, осуществляющего руководство педагогическим процессом, психологическая подготовка является не менее значимой, чем для спортсмена. Специалистами отмечено, что наибольшая эффективность работы достигается в связке «тренер-спортсмен-психолог», когда происходит постоянное взаимодействие с внесением корректив в работу (психологическое сопровождение). Активное включение тренера в процесс психологической подготовки, выделение времени на ее реализацию, позволяет повысить осознанность и сформировать ответственное отношение спортсменов к такому разделу подготовки как психологическая, отводя ей полноправную роль, наряду с физической, технической и тактической.

В сфере спорта бытует мнение, что и тренер, и спортсмен сами должны выполнять функции психолога. В связи с возрастанием значимости психологического фактора в подготовке спортсменов, тренер решает немало психологических задач: например, непосредственное управление спортсменом или командой перед стартом и в процессе соревнования (секундирование), создание условий для формирования личности в спорте и сплочения спортивной команды, учитывает психофизиологические и психологические особенности личности спортсмена. Успех в спорте во многом зависит как от характера сложившихся взаимоотношений между тренером и спортсменами, высокой сплочённости команды, так и от стиля руководства. Это далеко не полный перечень психологических задач, с которыми приходится сталкиваться тренеру.

Однако, как показывает практика, серьезные психологические проблемы должен разрешать специалист. Кроме того, нельзя забывать и о том, что часто в ходе выступлений спортсменов часто именно тренер больше нуждается в регуляции возникающих неблагоприятных психических состояний, так как его переживания нередко принимают чрезмерно бурный характер, тем самым негативно влияя на состояние и выступление спортсмена. Во время соревнований спортсмен особенно восприимчив ко всем внешним влияниям, поэтому для тренера важно умение управлять своими эмоциями для оказания психологического воздействия на спортсменов, поддержания их уверенности в своих силах и воли к победе. В этом процессе спортивный психолог может оказать тренеру определенную помощь, организовать его психологическую подготовку.

Целью психологической подготовки тренера является формирование его профессионального самосознания и развитие психологической культуры, совершенствование профессионально значимых качеств личности, формирование умений регуляции своих неблагоприятных психических состояний и профилактика «эмоционального выгорания», формирование благоприятных взаимоотношений в системах: «тренер-спортсмен», «тренер-тренер», «тренер-родитель», «тренер-психолог» и др.

Профессиональная деятельность спортивного психолога требует постоянного поиска новых инновационных форм работы для повышения ее эффективности. Опыт работы спортивных психологов Республики Беларусь со спортсменами различного уровня оказался востребован и в других регионах, и сегодня интегрирован в авторские семинары для тренеров и спортсменов, которые успешно проводились в Беларуси, России, Латвии, Литве, Турции, Иране, Узбекистане. Аналогичные мероприятия по обмену опытом очень актуальны и востребованы в разных видах спорта, и проблематика таких семинаров постоянно расширяется.

Только систематическое использование новых знаний и умений, в том числе и по психологической подготовке, позволит максимально реализовать творческий потенциал личности спортсмена и предоставит дополнительный ресурс для спортивного совершенствования в любом виде спорта. Инновационные формы и методы требуют изменения традиционных представлений о специалистах по спортивной психологии, их задачах в учебно-тренировочном процессе и роли в комплексной подготовке спортсменов к соревнованиям различного уровня.

Например, в условиях самоизоляции или удаленного расположения друг от друга по другим причинам становятся актуальными дистанционные формы взаимодействия: оффлайн (почта, е-майл) и онлайн (чат, скайп, звонок по телефону). Каждая из них имеет свои преимущества и недостатки.

Онлайн взаимодействие со спортивным психологом создает безопасную среду, позволяет спортсмену, тренеру и родителям быть открытыми, не бояться вторжения в их личностную сферу, критики и осуждения со стороны окружения. Также такая форма работы позволяет разрешить противоречие между недостаточным количеством спортивных психологов в командах, невозможностью охватить всех спортсменов и возрастающей значимостью психологической подготовки, что позволяет спортсмену, тренеру и родителям не оставаться один на один с возникшими трудностями, увидеть возможности разрешения ситуаций и предупредить возможные проблемы.

Но онлайн общение требует одновременного подключения и спортсмена, и психолога, что не всегда бывает удобно – есть часовые пояса, распорядок дня, профессиональные обязанности или другие дела, которые мешают быть на связи в нужное время. В таких ситуациях выручает переписка с помощью современных месседжеров: Viber, WhatsApp, Line, Telegram и т.д. Переписка имеет еще одно важное достоинство – полученное задание можно много раз перечитать, особенно если выполнение проходит по этапам. В любом случае, именно решаемая задача определяет выбор наиболее адекватной формы взаимодействия.

Современные коммуникационные и информационные технологии позволяют существенно расширить возможности спортивных психологов. Так XVII Международный методический семинар по спортивной психологии, который ежегодно проводился в Минске, в 2020 году был организован в онлайн форме с помощью системы ZOOM, и собрал гораздо большее количество участников, чем очная форма. 23-24 апреля с 10 утра до 20 вечера более 100 специалистов из 8 стран плодотворно общались, обсуждая актуальные проблемы спортивной психологии. Кроме того, запись семинара, в частности, круглых столов, презентаций и других видео позволили создать YouTube канал и разместить лучшие материалы Смотреть. И теперь эти материалы доступны для изучения любому желающему, а для тематических дискуссий организован интернет-форум спортивных психологов Смотреть. Как говорят, «не было бы счастья, да несчастье помогло» — ведь вне условий самоизоляции для такого объединения специалистов не было повода.

В БГУФК подготовка спортивных психологов проводится с 2002 года, и сегодня кафедра психологии является ведущим научно-методическим центром Беларуси по разработке и реализации новых направлений спортивной психологии. Для помощи в психологической подготовке спортсменов сотрудниками написаны методические рекомендации для тренеров и родителей, учебники и пособия, разработаны авторские настольные игры и компьютерные программы, проведены конференции, семинары и круглые столы. Для дальнейшего развития спортивной психологии можно выделить следующие перспективные направления:

Просветительское

На его основе формируется осознанная готовность к практической реализации психологических средств и методов, формируется положительное отношение к психологическим мероприятиям и специалистам; мотивация к тренировочной и соревновательной деятельности; происходит овладение знаниями и умениями в различных аспектах психологической подготовки. Просветительское направление является непременным условием организации системной и целенаправленной работы по формированию и развитию психологической подготовленности спортсменов.

В этом направлении реализуются следующие мероприятия:

  • тематические семинары по актуальным проблемам спортивной психологии (для родителей, тренеров, спортсменов);
  • информационные сообщения с обзором методических новинок в психологической подготовке;
  • обучение методам психорегуляции, коммуникации, профилактики конфликтов, сохранения психического здоровья и др.);
  • интервью спортивных психологов, тренеров и других специалистов по актуальным проблемам психологической подготовки спортсменов;
  • обзор статей и книг по спортивной психологии, их систематизация;
  • видеообзор фильмов с психологическим содержанием о спорте;
  • характеристика психологического портрета личности идеального спортсмена (тренера).

Диагностическое

Проведение регулярной психодиагностической работы необходимо для своевременного определения особенностей психики занимающихся, их учета при составлении и коррекции индивидуальных планов психологической подготовки, программ развития психологических качеств и умений, а также построения успешной спортивной карьеры.

Диагностическое направление предусматривает:

  • разработку новых методов изучения особенностей психики;
  • подбор тестовых методик для решения конкретных задач психологической подготовки;
  • проведение диагностики, анализ и интерпретация полученных результатов и составление рекомендаций;
  • адаптация к спортивной деятельности методик из других отраслей психологии.

Консультативное

Реализуя это направление, спортивный психолог может помочь спортсмену разобраться в проблемах и найти выход из сложившейся ситуации, мотивировать на новые достижения. Также важно своевременное определение и учет кризисных периодов профессиональной спортивной карьеры, которые могут быть вызваны различными факторами (неудача в соревновании, смена клуба или тренера, личными или семейными обстоятельствами и др.).

Консультативное направление может включать:

  • индивидуальный подбор вида спорта для ребенка на основании психологического анализа видов спорта, т.е. проведение спортивной профориентации, помощь в определении предпосылок развития необходимых для конкретного вида спорта психических качеств;
  • проведение чат-сессий в режиме «вопрос-ответ»;
  • разработку индивидуальной программы психологической подготовки для конкретного спортсмена и мониторинг ее реализации;
  • проведение онлайн-консультаций со спортсменами, тренерами, родителями;
  • проведение психологических викторин, квестов.

Коррекционное-развивающее

Коррекционно-развивающее направление предусматривает не только непосредственно коррекционные мероприятия, но и обучение спортсменов различным методам саморегуляции для умения справляться с мешающими достижению оптимального результата неблагоприятными психическими и эмоциональными состояниями; разработку  индивидуальных стратегий предсоревновательного и соревновательного поведения спортсменов; совершенствование психомоторики спортсмена; развитие волевых качеств, необходимых для преодоления сложных и напряженных условий тренировочной и соревновательной деятельности; оптимизацию психологического климата и системы межличностных отношений в команде.

В этом направлении можно выделить:

  • освоение упражнений по развитию психологических умений и навыков: регуляции, активизации, визуализации, концентрации, целеполагания;
  • освоение упражнений по развитию психических процессов: внимания, памяти, мышления и др.;
  • разработку и применение сеансов психорегуляции.

Научно-исследовательское

Реализация этого направления предполагает изучение психологических особенностей спортивной деятельности, анализ и обсуждение результатов, которое может проходить в ходе очного или заочного участия в научно-практических конференциях, где представлена тематика спортивной психологии: «Олимпийский спорт и спорт для всех», «Рудиковские чтения» (Москва), «Ананьевские чтения (Санкт-Петербург), «Ресурсы конкурентоспособности спортсменов: теория и практика реализации» (Краснодар), Международный методический семинар по спортивной психологии (Минск) и др. Исследовательская работа должна быть ориентирована на поиск новых идей, формулирование и проверку гипотез, создание новых методик на основе достижений современной науки, а также может осуществляться путем участия в научных проектах и грантах.

В связи с расширением сферы применения психологических технологий в спорте большие перспективы имеет и ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ направление – для создания и коммерческой реализации тестовых и развивающих методик, психологических тренажеров, компьютерных программ, аппаратно-программных комплексов, настольных игр и комплектов для организации обучающих и развивающих занятий, подготовка тематических аудио- и видеокурсов психологической направленности, печатной продукции и т.д. Однако оно еще мало представлено в профессиональной деятельности психологов.

Заключение. Перечисленные направления могут успешно реализовываться в рамках профессиональной деятельности специализированных научно-практических центров, общественных объединений, образовательных и коммерческих проектов, проходить как в очной, так и онлайн форме, с задействованием как отдельных специалистов, так и творческих коллективов. Сегодня у специалистов по спортивной психологии есть широкое поле деятельности, а дорогу осилит идущий.

Литература

  1. Сивицкий, В.Г. Спортивная психология Беларуси сегодня: реальность и перспективы / В.Г.Сивицкий, Е.В.Мельник, Е.В.Воскресенская // Спортивный психолог. – 2018. – № / 2(49). – С. 4–11.
  2. Актуальные проблемы спортивной науки в подготовке спортсменов к олимпийским играм: материалы Междунар. конф., Минск, 24–25 июня 2004 г. / под.ред. В.Г. Сивицкого. – Минск: ЗАО «Веды», 2004. – 118 с.
  3. Малкин, В.Р. Почему тренер и спортивный психолог не могут найти друг друга (из практики работы психолога) / В.Р. Малкин // Спортивный психолог. – 2005. – № 2(5). – С. 4–9.
  4. Мельник, Е.В. 99 вопросов спортивному психологу от тренеров, родителей и спортсменов / Е.В.Мельник, В.Г.Сивицкий, Н.И.Боровская. – М.: Издательский дом «Спорт», 2020. – 192 с.